Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он очень строгий. Рыбу Великим постом можно есть только два раза – на Благовещение и на Вербное воскресенье. Великий Пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников – Светлаго Христова Воскресения. Святой Великий Пост – это время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (в таинстве исповеди ) и достойно причаститься св. Христовых Тайн, согласно заповеди Христовой. Великий Пост имеет три подготовительные недели. Первая подготовительная неделя к Великому Посту называется «Неделей Мытаря и Фарисея». Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее, с целью показать, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие. С этой недели до 5-ой недели Вел. Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери». Вторая приготовительная неделя к Великому Посту называется «Неделей о Блудном Сыне». В трогательной притче «О блудном сыне», которую мы слышим за Литургией в Евангельском чтении, Св. Церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие. Если мы искренно покаемся в своих грехах. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом 136-ой: «На реках Вавилонских». Слова этого псалма, описывающие страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об Отечестве, по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном, и о том, что мы должны стремиться к своему духовному Отечеству, Небесному Царствию.
Третья приготовительная неделя к Великому посту называется «Мясопустною», а в народе она называется «Масленицей», потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье «Мясопустной недели» называется «Неделей о Страшном Суде», т.к. за Литургией читается Евангелие о Страшном Суде, чем Св. Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песнопениях этой седмицы вспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Последнее воскресенье перед Великим Постом называется «Сыропустом», потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. Соответственно этому Евангельскому чтению, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и не ведомых обид. Потому это воскресенье принято называть «Прощеным Воскресеньем», после которого, и наступает Великий Пост (Святая Четыредесятница). Общую особенность великопостного Богослужения составляет большая продолжительность службы с уменьшением торжественности, песнопений не много, больше бывает чтения псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» В Великом Посту каждая неделя посвящена воспоминанию какого-либо особого события или лица, призывающего грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие. Первая неделя Великого Поста отличается особенною строгостию в пище. В первые 4 дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
В пятницу 1-ой недели Великого поста после Литургии происходит освящение «колива», в память св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В первое воскресенье Великого поста совершается «Торжество православия» . В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Богородицы, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Дьякон громко читает Символ веры, возглашает «Вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «Многая лета» - живущим. Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. Потому, что св.Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во 2-ое воскресенье Великого поста. В третье воскресенье Великого поста на Всенощном бдении после Великого славословия выносится для поклонения верующим св. Крест. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поэтому 3-е воскресенье и 4-ая неделя Великого поста называются «Крестопоклонными».
В четвертое воскресенье вспоминается св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение «Лествица», в котором показал лестницу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на 5-ой неделе совершается так называемое «стояние Марии Египетской». Жизнь св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, служит для нас примером истинного покаяния и убеждает в неизреченном милосердии Божием. На Утрени в этот день читается житие св. Марии Египетской и канон св. Андрея Критского. В субботу на 5-ой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице».Читается торжественный акафист Богородице. В пятое воскресение Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преп. Марии Египетской образец истинного покаяния. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних. В субботу на шестой недели вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой. Шестое воскресение Великого поста – великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением или Неделей Ваий. На Всенощном бдении освещаются молитвой и окроплением святой воды распускающие ветви вербы или других растений. Освещенные ветви в руках верующих знаменуют победу жизни над смертью (воскресение). Страстной Седмицей называется последняя неделя перед Пасхой. Такое название она имеет, потому что посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения. Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа с народом и учениками. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня. Великий Четверг. Служба посвящена воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечере, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предание Его Иудою. Литургия совершается Св. Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что господь установил вечером Таинство Причащения. Великая пятница служба посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. На утрени (которая служится вечером в Великий четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны – горячую любовь к своему Спасителю. Великую Пятницу Литургии не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне при пении тропаря «Благообразный Иосиф» священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы и выносят из Алтаря на середину храма. За тем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение 3-х (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Великая Суббота. Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняй неописанный» и Воскресения Спасителя из гроба. В Великую Субботу во Святой Земле в Иерусалиме на гробе Господнем, т.е. на месте погребения и славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, происходит уже многие века из года в год величайшее чудо – явление благодатного огня. При огромном стечении людей разных национальностей и вероисповеданий в храме Гроба Господня в Святую Кувуклию входит Православный патриарх Иерусалимский, который молится здесь и ожидает схождения Благодатного огня. И тот час по схождении зажигает пучки свечей и передает их богомольцам. Храм в одно мгновение наполняется огнем. В первые 10-15 минут этот огонь не обжигает и люди буквально умываются им, общему ликованию нет предела. В 12-цатом часу ночи, совершается полуношница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут на престоле. После этого верующие благоговейно ждут наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.