Уменьшить                                  
Воскресенье, 19.05.2024, 07:54
       
Меню сайта






Категории раздела
Мои файлы [4]



Поиск

Наш опрос



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

О ДИВНЫЙ ОСТРОВ ВАЛААМ
08.01.2011, 19:46
Вид на Ладогу.

Есть на земле места, словно особо предназначенные для прославления величия Творца, напоминающие о первозданной гармонии бытия. Довольно часто они отделены от окружающего мира природной границей. На Руси одним из таких мест был и остается Валаам - архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем.

Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Поразительной природы подобно Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева, "не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину, - островки, мыски, бухточки... Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид". Название "Валаам" переводят с финского как "высокая земля", менее вероятный перевод - "земля клятвы" или "земля света". Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама.

Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. Валаам немыслим без монастыря.

Древняя история монастыря

Древний деревянный крест на Святом острове.

Традиции монашества Египта и Византии были восприняты на Руси вместе с Крещением в Хв. Согласно монастырскому преданию, к этому времени относится и житие Преподобных (то есть достигших святости в иночестве) Сергия и Германа - основателей Валаамского монастыря. Они пришли на дикий скалистый остров "от восточных стран" (предполагается, что из Греции), пребывая вначале в Киеве, откуда удалились, спасаясь от гонения на христианскую общину. По другим источникам, Преп. Герман был местным жителем, карелом. После смерти Преп. Сергия он возглавил иноческую общину. Житие Преподобного Авраамия, просветителя Ростова Великого, принявшего постриг на Валааме, сообщает, что после Крещения Руси на Валааме уже существовал общежительный монастырь с игуменским управлением. Житие Преподобных Сергия и Германа не дошло до нас. Попытки последующих валаамских настоятелей с помощью известных историков разыскать Житие оказались безуспешными. Причины тому - глубокая древность основания обители и его трудная судьба. Расположенный на границе владений Новгорода Великого со Швецией монастырь неоднократно разорялся шведами. В 1163 г при угрозе нашествия валаамские иноки открыли захоронение Преподобных и перенесли их святые мощи в Новгород. По некоторым данным, это было уже четвертое перенесение мощей, что свидетельствует о древности истории монастыря. 11 сентября

В 1180 г, когда опасность миновала (с тех пор этот день празднуется наряду с 28 июня старого стиля как день памяти Преподобных), иноки перенесли святые останки на Валаам. Монахи иссекли в скале глубокую могилу и в ней скрыли Св. мощи, где и пребывают они до сих пор "под спудом". Многочисленные чудеса от мощей вносились в монастырские летописи вплоть до закрытия обители. По молитвенному обращению к ним угодники помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляя от душевных, нервных, инфекционных, глазных болезней и пьянства. С 1819 г. началось общероссийское почитание Преподобных Сергия и Германа, была составлена служба, писались иконы и посвящались храмы.

На рубеже XV-XVI в.в. монастырь именовался "великою Лаврою", изобиловал духовными сокровищами и внешними благами. Ему принадлежали 12 скитов по северному побережью Ладоги, 1919 дворов, соляные варницы, пасеки, рыбные ловли и другие угодья. Однако, по воле Божией, вновь настало время бедствий. 20 февраля 1578 г шведы напали на обитель и убили 18 старцев и 16 послушников. Через три года 84 человека унес мор. Вскоре при очередном разорении монастырь сгорел. Заботами царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова обитель была восстановлена, но ненадолго. В 1611 г шведы, разрушив Корелу (Кексгольм, ныне г. Приозерск), высадились на Валаам и все предали огню и мечу. Остров опустел, и по Столбовскому миру 1617 г. вместе с иными землями отошел к Швеции. К началу Северной войны России со Швецией на Валааме было 4 крестьянских двора и некоторое подобие часовни над Св. Мощами, сооруженное вразумленными шведами.

Обитель прославилась многими подвижниками, духовными преемниками Преподобных Сергия и Германа, достойными называться Собором Валаамских Святых: Преп. Авраамий, инок Геннадий, один из основателей монастыря на р. Шексне, Преп. Корнилий Палеостровский, устроивший обитель на Онежском озере. Сказание о новгородском Преподобном Ефреме, основателе Перекомского монастыря, именует его сподвижником Преп. Сергия Валаамского. Примерно в 1393 г на Валаам со Св. горы Афон прибыл новгородский уроженец Преп. Арсений Коневский, удалившийся затем от многолюдного братства на о. Коневец на Ладоге. Преподобный Савватий в 1429 г. отошел с Валаама на Соловецкий остров в Белом море. Там он положил начало монашеской жизни вместе с Преподобным Германом Соловецким. В одно время с Преподобным Савватием пребывали на Валааме его ученик и инок Геннадий, впоследствии Святой архиепископ Новгородский, знаменитый борец с ересью, составитель первого полного свода Священного Писания на славянском языке (1499 г.), Пасхалии на 1000 лет и Преп. Евфросин из рода князей Тепринских. В 1474 п пришел на Валаам Преп. Александр Свирский. На Валааме еще в 1930-е годы почиталась могила схимника Григория. Предание отождествляло его со шведским королем Магнусом II Смеком. В 1371 п король вел войну с русскими. Поднялась на Ладоге страшная буря, разметала все корабли. Спасся только сам король. На доске его принесло к берегам Валаама. Здесь он был присоединен к Православной Церкви, принял схиму (великий постриг) и через три дня скончался, оставив своим соплеменникам завет не воевать с Русью.

Скит во имя св. Иоанна Предтечи

Недавно отреставрированный храм.

Предтеченский остров площадью около трех квадратных километров находится в четырех километрах от монастыря. Прежде он назывался Монашеским (Серничан), может быть, от древнего скита. В начале XIX в. здесь жили рыбаки.

В 1855г. на самой высокой точке острова была устроена часовня во имя Св. Иоанна Предтечи. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVIIв., во времена вынужденного изгнания из разоренного шведами Валаама.

В 1858 г церковь была полностью воссоздана по проекту А. М. Горностаева. Одноглавый храм на каменном фундаменте с высокой двухъярусной шатровой колокольней построен в русском стиле и освящен Санкт-Петербургским митрополитом Григорием. Храм украшали древние иконы и колокол времен Бориса Годунова. В 1860г. о. Дамаскин освятил нижний, высеченный в скале "пещерный" зимний храм во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконы для него написал В. Пешехонов.

В подражание великому постнику Св. Иоанну Предтечи этот скит был "овеян духом древнего сурового подвижничества" и отличался самым суровым уставом: иноки вкушали только растительную пищу, причем в понедельник, среду и пятницу без масла. Женщинам доступ на остров был воспрещен, а мирянам разрешен только с благословения игумена.

В настоящее время мало, что уцелело из более чем десяти домиков скитян. Уцелевшие фундаменты хранят память о великих подвижниках, из которых наиболее известен первый - схимонах Иоанн (Родионов, 1810+1894). С 1840 г. он не покидал Валаам. Будучи от природы словоохотлив, он, по благословению игумена Дамаскина, 14 лет соблюдал обет молчания, почитал себя хуже всей братии. При суровом аскетизме о. Иоанн излучал на окружающих радость и любовь - "казалось, что изображение святого чудесным образом сошло с церковной стены и стоит, облеченное в плоть". У алтаря церкви находится колодец, облицованный серым гранитом и увенчанный когда-то деревянным шатром - место для колодца указал игумен Дамаскин. Рядом - две могильные плиты в ограде. Первым был погребен прозорливый схимонах Никита (+75 лет в 1907 г.), проживший 33 года на Валааме - он молил Господа избавить его от внезапной смерти и пострадать перед кончиной, чтобы это вменилось ему вместо добрых дел. В 1914 г. рядом с ним погребли 83-летнего схимонаха Исаию - "ревностного подвижника, не знавшего праздности, образец нестяжания и терпения в болезнях, 61 год неисходно прожившего в обители". Учеником его был игумен Гавриил и духовным преемником - схиигумен Иоанн (Алексеев), также валаамский постриженик, бывший настоятель Трифоново- Печенгского монастыря, живший с тремя схимниками на Предтеченском острове в 1930-е гг. О. Иоанн умер в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии в 1957 г. Неоднократно изданная его книга - "Письма валаамского старца" - один из духовных ориентиров православного человека в современном мире.

В разоренном, в том числе вследствие неудачной реставрации скиту первоначальный облик имеет разве что природа, описанная в 1880 г. беллетристом В.И. Немировичем-Данченко: "Вышли из пустыньки. Вдруг леса и скалы, до сих пор заставлявшие даль, раздвинулись. Обрыв вниз. Пред нами безбрежный простор Ладоги. Ели шумят далеко внизу, маленькими кажутся с этой высоты. Над обрывом крест, тесанный из валаамского гранита. Налево - залив, гавань, куда бегут корабли отстаиваться от бурь. Вот внизу, неведомо как прицепившись к отвесу, держится громадная сосна. Лес шумит у вас под ногами, вода бьется в берега и, точно серебряная нить, окаймила их едва заметная отсюда пена прибоя. Удивительное спокойствие веяло на душу. И не одно спокойствие - горе забылось, прощалось всем, примирение казалось так легко..." До сих пор гранитный крест над обрывом провожает суда. В наше время в скиту постепенно возрождается иноческая жизнь на основе прежнего устава.

Гефсиманский скит

Скитская церковь во имя Успения Богородицы.

Распространенная на Руси традиция паломничества, поклонения святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, проявлялась в желании православного человека видеть на своей земле напоминание о Земле Святой. Устройство Гефсиманского скита, по замыслу игумена Маврикия, завершило создание на Валааме "русского Иерусалима". Отец Маврикий завершил строительство Новоиерусалимского скита на Сионской горе. Ладогу и небольшое Никоновское озеро соединяет проток, получивший название Кедрон. Слева за ним - 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая часовня в русском стиле. Она освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня, свершившегося на горе Елеон. За ней, на 7-километровой дороге к обители находится поле "Иосафатова долина". Справа, как в Палестине, расположено Мертвое море (Лещевское озеро), соединяющееся рекой Иордан с озером Сисяярви. Далее, слева от дороги, место кирпичного завода села Скудельниче (скудель - обожженная глина). Монастырь с Преображенским собором образуют на возвышении гору Фавор - место Преображения.

У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский скит. В местности Гефсимания Господь молился пред Своими Крестными Страданиями. В небольшой деревянной часовне скита когда-то был лишь образ Моления о чаше. В Гефсиманском саду была погребена Пресвятая Богородица, поэтому скитская церковь (ее устроили в 1911 г. присоединив алтарь к часовне 1906 г.) освящена во имя Успения Богородицы. Этот престольный праздник отмечался 17(30) августа. Церковь, как и часовня, построена в стиле деревянных храмов Средней Руси. Колокольня и средняя глава завершены шатрами, церковь богато декорирована резьбой. За ней, между пихтами, два келейных корпуса (здесь жило 8-10 человек, в том числе исповедник "старого стиля" - последний великий старец Тимон, в схиме Михаил).


Пещера - место подвигов Преподобного Александра.

Суровые, почти отвесные скалистые берега острова Святой поднимаются на 30-метровую высоту примерно в километре от северо восточной оконечности острова Валаам. В конце ХУ111 века его именовали "Старым Валаамом". По преданию, здесь в пещере подвизались Преподобные основатели обители, и находился первоначальный Свято-Троицкий монастырь.

Валаамская традиция считает Святой остров местом подвигов Преп. Александра Свирского (1448-1533), основателя знаменитой обители "Во имя Пресв. Троицы". В свое время Преп. Александр переселился на Святой остров в пещеру, а затем удалился к реке Свирь. Близ пещеры в 1777 г. путешественник Я. Я. Мордвинов видел деревянную часовню и крест. Крест с вырезанной на ней датой "1759 г." уцелел и является древнейшим памятником Валаама.

В середине XIX в. по инициативе игумена Дамаскина и Санкт-Петербургского митрополита Никанора на Святом острове устраивается скит. В память посещения острова Владыкой сохранился гранитный обелиск

В 1840-42 гг. строится новая часовня. В 1855 г., возможно, по проекту А. М. Горностаева, часовня перестраивается в церковь во имя Преп. Александра. Иконостас письма В. Пошехонова, внутреннее убранство, вырезанное из кипариса, частица гроба Преподобного и десять колоколов утрачены. Уцелели шестигранный колодец и деревянная галерея вдоль северного берега.

В скиту обычно жили восемь иноков. В 1930-е годы за строениями, садом и огородом наблюдал один монах. Скит отличался строгим уставом, иноки не вкушали молочную пищу. Служба в храме совершалась в праздники, в будние дни неусыпно читалась Псалтирь.


Наблюдательная башня

Свято- Авраамиевский скит находился на о. Емельянове в южной оконечности Валаамского архипелага, в местности Железняки. Житие Преп. Авраамия, в память которого он назван, - одно из свидетельств древности Валаамской обители. Согласно Житию, будущий Валаамский подвижник родился во времена Крещения Руси в семье язычников. С детства болезнью был прикован к постели. Услышав от новгородских купцов о Боге, юноша взмолился к Нему и внезапно ощутил себя здоровым, после чего отправился в новгородские монастыри, а оттуда - на Валаам. На Валааме Преподобный принял Крещение и постриг подвизался в трудах и молитве. Впоследствии он крестил жителей Ростова Великого.

Свято- Авраамиевский скит, как и большинство других, был основан игуменом Дамаскиным. В скиту жили шесть монахов. Архитектор Г. И. Карпов капитально перестроил существовавшую здесь деревянную часовню в одноглавую церковь с высокой колокольней. О. Дамаскин освятил ее 9 октября 1873 г. Красота места и малочисленность паломников из-за его удаленности привлекли богатого петербургского купца Ф. И. Тюменева. Он построил себе дом в скиту, долгое время жил там, подарил церкви иконы (ныне часть из них находится в музее г. Куопио), а также частицу мощей Св. Иакова Боровичского. Благотворитель похоронен на старом братском кладбище (сохранился постамент креста).

После получения Финляндией независимости на архипелаг прибыли первые военные. На островах, получивших название Оборонных, в зданиях рыбацкого поселка разместились сторожевой флот и станция морского дозора. Во время войны 1939-40 гг. здесь находилась береговая артиллерия. После перемирия последние финские подразделения покинули Никоново и Оборонные острова 19 сентября 1944 г. Некоторые финские фортификационные сооружения сохранились до сих пор, а скитские строения полностью разрушены. Достопримечательностью "Оборонных" островов является небольшой Дивный островок, "так дивно от премудрого Создателя устроенный, что имеет вид неприступной крепости, плавающей среди вод".


Скит во имя святителя Николая Чудотворца.

Всех приплывающих в Монастырскую бухту встречает далеко видный с Ладоги храм во имя Св. Николая Мирликийского, покровителя плавающих и путешествующих, молитвами которого освящается водная стихия.

Церковь построили в 1833 г. усердием купца Николая Солодовникова из Санкт-Петербурга. Александр Дюма, посетивший Валаам в 1858 г., писал, что "эта церковь - подлинное сокровище, как по художественным достоинствам, так и по своему богатству - создание лучшего архитектора России". Автор проекта - А. М. Горностаев (1808-1862), один из основоположников русского архитектурного стиля. Наряду с К. А. Тоном, строителем храма Христа Спасителя в Москве, он стремился возродить утраченную со времен реформ Петра 1 национальную архитектурную традицию, ориентируясь на зодчество Древней Руси. Прототипами Никольской церкви явились московские храмы XVI.

В 1858 г. на острове по плану А. М. Горностаева был построен двухэтажный дом. В 1856 г. во втором его этаже игуменом Дамаскиным была освящена домовая церковь во имя его небесного покровителя Св. Иоанна Дамаскина, сирийского богослова (проект архитектора Г. И. Карпова). Иконы и росписи, часть которых исполнил игумен Гавриил, уничтожены.

Иноки Никольского скита привозили почву и, укрепив ее подпорками, развели фруктовый сад, высадили клены, ясени, сирень. Несли они таможенную службу - монастырский устав строго воспрещал ввозить табак и спиртное. Рядом с таможней один из гранитных поклонных крестов с изображениями символов крестных страданий Спасителя, большую часть которых установил игумен Дамаскин.

В 1935 г., когда Никольский скит посетил писатель Б. К. Зайцев, там жил лишь один монах - отец Милий. Ныне в скиту живут постоянные насельники.


Всехсвятский скит.

Скит во имя Всех Святых, или Большой - первый по времени основания на Валааме. Полагают, что на его месте в 3,5 км от монастыря стояла уединенная келья Преп. Александра Свирского. Со времен основания скит прославился своими подвижниками - старцами Клеопой, Федором, Леонидом.

Зная, как вредны для здоровья иноков кельи из дикого камня, игумен Дамаскин на пожертвования купца из г. Фридрихсгам (г. Хамина) Ф. Ф. Набилкова в 1842-1844 гг. строит настоятельский, трапезный и шесть келейных корпусов, стены со Св. вратами и часовню за оградой (проект, вероятно, К. И. Брандта, впоследствии Санкт-Петербургского епархиального архитектора).

В 1846 г. А. М. Горностаев спроектировал двухэтажный пятиглавый храм в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры. 18 августа 1849 г. нижняя церковь была освящена во имя Всех Святых Святителем Игнатием (Брянчанинов), а в 1894 г. расписана под руководством игумена Гавриила и иеромонаха Луки.

0. Антипа прошел долгий путь послушания и духовного восхождения в Молдавских и Афонских монастырях, пока не оказался в России. На Валааме он селится в ноябре 1865 г. и проводит время в непрестанной молитве. Он сподобился явления Божией Матери и Преподобных Сергия и Германа. Надгробия некоторых подвижников уцелели у алтаря храма.

В строгом по уставу скиту только в 1894 г. было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщины могли попасть сюда лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех Святых. Часть утвари (в том числе иконы работы В. П. Пешехонова) находится сейчас в Финляндии. Ныне в скиту восстановлена иноческая жизнь в соответствии с прежним уставом. На праздник Всех Святых в 1993 г. наместником игуменом Панкратием в нижнем храме была совершена первая литургия за прошедшие полвека "мерзости запустения".


На скотном дворе.

Труд инока, кажущийся непосильным светскому человеку; радостен и легок, как бремя Христово, поскольку совершается с молитвой, во славу Божию. Добровольный труд, основанный, как и все послушания, на вере, а не на насилии, приносил на Валааме невиданные плоды. Даже ныне, после полувекового разорения, можно убедиться в этом.

Когда о. Ионафан стал игуменом, то в 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря выстроил образцовую механизированную ферму на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м. с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода. Здесь же разводили рыбу (палия, сиг) из оплодотворенной икры в изготовленных в монастыре глиняных ящиках.

Архимандрит Афанасий (Нечаев) писал о трудовом Валааме: "Главный принцип послушания на Валааме - все своими руками. Отсюда масса ремесел и мастерских: кожевенная, слесарная, шорная, портняжная, гончарная, бондарная, плотническая и проч., а потом целые хозяйства: полевое, огородное, садовое, молочное, лесное, рыбное, строительное... Есть работа, когда вся трудоспособная братия призывается накануне через объявление подрядчика в трапезной. В мастерских во время работы читаются Жития Святых, чтобы не заводились пустые разговоры". Прекрасные урожаи давали сады (более 600 деревьев). Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни - 3 кг, тыквы - около 33 кг. В Сергиевском и Германовском скитах были ломки замечательного по качеству гранита, вывозившегося в С.-Петербург "Высшая цель - устроение души, а труд - средство, - писал о. Афанасий. - Тогда и богомыслие, и молитва легче сочетаются с трудом".


Валаамский монастырь в XVIII - начале XIX вв. Старчество

Игумен Назарий.

По Ништадскому мирному договору 1721 г. Западная Карелия была возвращена России. В 1715 г. Император Петр I приказал восстановить Валаамский монастырь. В 1719 г. был освящен деревянный Преображенский храм над мощами Преподобных. При иеромонахе Иосифе (Шаров, 1724-1750 гг.) монастырю были возвращены владения на архипелаге. Пожары в 1748, 1750, 1754 г.г. уничтожили деревянные здания дотла. Императрица Елизавета Петровна вносила значительные вклады на восстановительные работы. В 1764 г. по распоряжению Екатерины II российские монастыри были лишены своих владений. Имения и земли, обычно пожертвованные на поминовение души, были изъяты. Церковь, лишенная при Петре 1 Патриарха и включенная в государственную систему, в значительной степени утратила свою самостоятельность и могущество. Упал уровень духовной жизни, множество монастырей пришло в запустение.

Несмотря на то, что русскому иночеству был нанесен тяжелый удар, в конце XVIII в. происходит возрождение монастырей, в первую очередь, духовное. Это стало возможным благодаря усилиям последователей и учеников Преподобного Паисия (Величковский), восстановившего древнюю аскетическую практику старчества и внутреннего "делания" - совершенствования. Старцы принимали душу и волю учеников "в свою душу и свою волю" (Ф. М. Достоевский), ученики же постоянно и откровенно исповедовали все свои поступки и душевные движения, преодолевая своеволие и гордость. Это движение было поддержано рядом видных иерархов русской церкви.

Усердием одного из таких иерархов - Новгородского и Санкт-Петербургского митрополита Гавриила (Петров) строителем Валаамской обители был определен иеромонах Назарий (Кондратьев, 1735-1809 гг.), старец - подвижник из Саровской пустыни, известной благоустроенностью монашеского общежития. Он вводит на Валаам Саровский устав, по которому заново строит всю жизнь обители.

Устав регламентирует все стороны жизни монахов и правила совершения богослужения. Хранить душевное и телесное безмолвие, "о себе рассуждать и себя осуждать", - так учил о. Назарий своих духовных чад. Запрещалось оставлять у себя пожертвования, брать монастырское, употреблять спиртное, покидать обитель, принимать у себя мирских или переписываться с ними без благословения настоятеля. Длительные службы начинались в 4 пополудни, затем в полночь всенощную служили всю ночь по древнему обычаю. Устав в скитах был более строгим. Жизнь нынешних валаамских иноков, порядок богослужения также в основных чертах соответствует Саровскому - Валаамскому Уставу.

Важнейшим делом игумена Назария в 1785-1801 гг. было строительство каменного пятиглавого собора и ограждающего его каре келейных корпусов с Успенской (1785 г) и Никольской (1793 г.) церквями по собственному плану. По своей архитектуре и принципам построения Преображенский собор был близок собору Саровской пустыни и Византийских монастырей.

По благословению игумена Назария в 1794 г. шесть валаамских и два коневских инока во главе с архимандритом Иоасафом (Болотов) отправились на далекую Аляску, где образовали Православную миссию. В их числе был и валаамский монах Преп. Герман. Преп. Герман до своей кончины в 1837 г. оставался заступником и просветителем алеутов, которые уже при жизни почитали его как Святого. С его кончиной завершилась Валаамская миссия, а Православие на Аляске и Алеутских островах начало самостоятельную жизнь. К 200-летию миссии на Валааме на Германовском поле, где стояла когда-то уединенная келья Преп. Германа, при участии общества "Русская Америка" был установлен простой деревянный крест с памятной надписью, чем была продолжена старая валаамская традиция воздвижения крестов в разных частях острова.

Устроив Валаамскую обитель, старец Назарий ушел на покой и жил в своей келии недалеко от будущего Игуменского кладбища (келья не сохранилась), а затем вернулся в Саровскую пустынь. Преемник о. Назария - игумен Иннокентий (Моруев), олонецкий уроженец, поступил в обитель в 1765 г. Последние годы жизни посвятил восстановлению Ондрусовского и Сяндемского монастырей на восточном побережье Ладоги. При нем и его преемнике игумене Ионафане было построено Внешнее каре монастырских корпусов с надвратными церквями во имя Святых Апостолов Петра и Павла (1805 г) и больничной во имя Божией Матери "Живописный Источник" (1814 г.). Над последней в 1835-1837 гг. надстроили Свято-Троицкую церковь. В войну 1939-1940гг. ее верхняя часть была разрушена бомбардировкой. При игумене Иннокентии в 1819 г. монастырь неожиданно посетил "как простой паломник" Император Александр I. Он приплыл на небольшом суденышке почти без свиты из Сердоболя (г. Сортавала). Войдя в собор, царь приложился к иконам, взял благословение у всех иеромонахов и, узнав порядок службы, явился раньше всех к утрене - в 2 часа ночи. По высочайшей воле монастырь был утвержден в 1 классе, а игуменам пожалован бриллиантовый наперсный крест. Следующее высочайшее посещение Валаама произошло в 1858 г. Императором Александром II с членами семьи. В память об этом, возможно по проекту А. М. Горностаева, у входа на ведущую к пристани 62-ступенную лестницу была построена "Царская" часовня во имя иконы Божией Матери "Знамение" (1865 г.).

Категория: Мои файлы | Добавил: Николай
Просмотров: 2399 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Яндекс.Метрика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz